Государственное учреждение образования "Ясли-сад №28 г. Борисова"
телефон: 80177746806
email: sad28@rooborisov.by
220520, Минская обл., г.Борисов, ул 50 лет БССР, 11

.

.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

консультация воспитателя

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний; 

• он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

 

Литература:

  1. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.

 

.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

консультация педагога-психолога

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность. Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.

Выделяются две группы мотивов учения:

1) Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями".

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Формирование мотивов для обучения

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;

  • желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

  • формированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

  • Знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

  • Использовать загадки на школьную тему.

  • Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Для решения этих задач используются различные формы и методы работы:

- беседы о школе,

- чтение рассказов о школе,

- разучивание стихов школьной тематики,

- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

- рисование школы,

- сюжетно-ролевая игра «Школа»,

- знакомство с букварем.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. 

Побудительно-оценочный метод, который реализуется в практически-действенном варианте, сопровождаемым, доступным для ребенка словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным (игрушки, фишки, флажки, звездочки, знак плюс, наклейки и др.)

Информационные и стимулирующие методы развития и воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, поощрение, доверие привлечение средств искусства и литературы).

Одним из методов работы с детьми по повышению уровня мотивации, снижению тревожности и  является релаксация.

Никогда не запугивайте детей школой!

Мотивационная готовность, предполагает высокий уровень  развития следующих типов  мотивов:

  • учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);

  • широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);

  • позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);

  • оценочный  (основан на стремлении ребёнка к получению высших  оценок, одобрения его учебной деятельности);

  • внешний  (подчинение  требованиям педагогов, родителей);

  • игровой  (не адекватно перенесённый в учебную  деятельность).

Выделяют пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такой ребенок четко следует всем указаниям учителя, добросовестен и ответственен, сильно переживает, если получает неудовлетворительные оценки. В рисунках такие дети изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках они также изображают учебные ситуации, но меньше зависят от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках просматриваются школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу  неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень  – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения. Рисунки, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

Литература:

1. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.

.

.

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

консультация учителя-дефектолога

Письмо  – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи! 

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке). 

Система упражнений для пальчиков

Первое упражнение. «Подними пальчики»Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька-встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик».  Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

-выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,

-конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,

-конструирование из бумаги и картона,

-плетение шнуров из ярких цветных веревочек,

-работа на детском настольном ткацком станочке,

-вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),

-шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),

-изготовление поделок из проволоки,

-пришивание пуговиц,

-нанизывание бусин и изготовление детских бус,

-изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),

-пальчиковые игры,

-штриховки,

-изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),

-выжигание по дереву,

-выпиливание,

-валяние,

-раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),

-рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),

-дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,

-обведение рисунков по точкам,

-выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка),

-плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),

-изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).

-вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,

-декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,

-задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание;

-составление картин из элементов разных трафаретов),

-рисование на доске мелом, цветными мелками,

-оригами,

-изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Учимся правильно держать ручку и карандаш  

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.

Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.

И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,

Мы построим буквам дом.

Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.

Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

 

Источник:

  1. http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu/

 

Версия сайта для слабовидящих